(831) 282-99-55

Как обрабатывали камень в Древней Греции

Дата: 20.04.2023

Все мы знаем о существовании монументальных строений из обработанного природного камня. Воздвигнутые античными зодчими, они поражают воображение своим размахом, уровнем проработки и обработки натурального камня, при чём все эти работы проводились вручную.

Давайте ознакомимся с двумя разными версиями, предоставленными официальной наукой и историками, и с версией, в последнее время выдвигаемой приверженцами альтернативной истории.

И те и другие версии по-своему интересны, ведь до наших дней дошло очень мало свидетельств о технологии обработки камня, его шлифовки, полировки и подгонки в античные времена.

Для начала рассмотрим официальную версию, выдвигаемую археологами и научными деятелями. 

Греки достигли высокого уровня в обработке камня, им это давалось не легко, ведь сначала с открытых карьеров где добывали камень, например мрамор, разделяли его на громадные блоки, потом транспортировали его на стройку, где каменщики уже занимались его подгонкой и обработкой- камень «разваливали» на более мелкие блоки, придавали ему форму, шлифовали и полировали вручную. 

Там же, как полагают многие ученые-историки, уже после установки обработанной мраморной детали на предназначенное ей место в нововоздвигнутом здании, на нее наносили фрески и узоры резчики по камню. Их вручную обработанный камень, с нанесенными художественными элементами и резкой, можно наблюдать до сих пор, что является памятником культуры и достоянием мирового масштаба.

Так как древние греки могли такой капризный и трудный в обработке мрамор превратить в идеально подогнанные друг к другу элементы?

После того, как камень с помощью больших металлических клиньев был разделен на блоки и доставлен на строку, наступал черед высверливать подгоночные отверстия в блоках, чем занимались рабы- археологи находили огромные ручные допотопные «дрели», для использования которых требовалось аж два человека- один давил на опору его инструмента, второй вращал привод сверла. Для облегчения процесса в отверстие, по сверлу, подливали воду и сыпали кварцевый песок. Но все равно процесс был весьма трудоемким, сверла портились быстро, их замена занимала много времени и сверление одного отверстия могло занимать  целый день.

Как отверстие в глыбе было готово, камень уходил к скульптору, который, в зависимости от назначения этого куска мрамора, приступал к его обработке- он мог лишь по заранее заготовленным лекалам сделать разметку, если нужен был блок, который станет частью стены, и снова рабы приступят к его притирке- притирались камни тоже друг об друга, с помощью живой силы, на поверхность сыпался тот же кварцевый песок и поливалась вода и после установки художник-скульптор наносил красивый орнамент и выполнял фигурную резку по камню.

Если же требовалось создание скульптуры- то мраморная заготовка помещалась рядом с глиняным образцом, мастер проводил с помощью циркуля и линейки переносил все размеры на мраморную заготовку, с помощью веревки проводились точные замеры и проверялись пропорции. Потом в ход шли долото и зубило- сколоть крупные куски. После шли инструменты меньше, но принцип оставался тот же- от молотка со стамеской постепенно переходили к тонкому шилу, позволяющему тщательно детализировать обработанный мрамор. В конце проводили полировку каменного изделия с помощью специальных абразивных паст и эмульсий, которые тоже были разными- все тот же кварцевый песок, мел, и другие подобные им порошкообразные абразивы.      

Но сторонники альтернативной истории смотрят весьма скептически на эту версию- очень она длительная, трудозатратная, да и вообще верится слабо, что в те времена, без достижений современной науки и индустрии, люди могли сооружать такие здания из качественно обработанного мрамора.

Версия конспирологов и альтернативных историков сходится на утраченной технологии: вместо полировки природного камня, его «размягчали» с помощью высоких температур, до текучего состояния, после чего заливали в специальные формы, а уже после, готовым и гладким изделием, устанавливали в необходимом месте. 

Данная версия интересна чем: расплавить и отлить форму можно прямо на месте, на стройке и много рабочих это не требует. Доставка огромных каменных глыб тоже перестает быть проблемой- множество печей, которые плавят камни любого размера, от валуна, до мраморной крошки. Далее просто залить расплавленный камень в опалубку, извлечь и установить.

Все просто, но даже если так и было возможно, по утраченной технологии, то навык обработки и резки натурального камня все равно был необходим- ведь создание скульптур и сложных орнаментов в любом случае требует руки опытного мастера и каждый завиток на мраморной плите был сделан вручную.

А вы к какой версии склоняетесь? Что это был тяжелый труд, либо достаточно продвинутое производство по утраченным технологиям?